Дети: не слишком ли много мы их…

Дети: не слишком ли много мы их развлекаем? Три наблюдения, вроде бы разные, но легко укладывающиеся в одну общую картину. Некоторое время назад я обратила внимание на одну вещь, заставившую меня задуматься. Всё началось со статьи Дмитрия Губина о том, что, мол, взрослых, которые за свои деньги хотят чему-то научиться, нынче учат интересно, ярко, с придумкой, а детей продолжают бесплатно мучить скучной зубрёжкой, нечитаемыми учебниками и зубодробительной грамматикой. А ведь верно, подумала я и стала бояться, что моего ребёнка будут так же мучить. Но ребёнок пошёл в первый класс весьма продвинутой школы к молодой энергичной учительнице, которая только поражала нас своими бесконечными выдумками, наработками, позаимствованными у старших товарищей, и всевозможными программами и учебными наработками. Дети бежали в школу вприпрыжку, они, играя, овладевали письмом, чтением, счётом. Казалось бы, жить, да радоваться – но мы ж невротики, мы так не можем. Я стала размышлять о том, насколько такая мотивация имеет отношение к процессу учёбы и что будет потом, когда учёба – а рано или поздно это всё-таки случится – станет просто учёбой, а не игрой. И тут случилась у меня беседа с учительницей английского. Она вела уроки у детей второй месяц, и я заметила, что если сначала ребёнок бежал на занятия вприпрыжку, то в последнее время всё чаще об английском она говорила с неохотой и вообще жаловалась, что там скучно. Я решила познакомиться с англичанкой и попытаться понять, что изменилось. Аккуратно и деликатно я донесла до неё мысль о том, что ребёнок стал с меньшим желанием ходить на уроки. Учительница – тоже энергичная и почти молодая – вздохнула и совершенно не обиделась. – А что вы хотите? – риторически спросила она. – Конечно, вначале они все бежали на урок вприпрыжку, потому что мы проходили алфавит, и мы этот алфавит и пели, и рисовали, и играли с буквами, а сейчас мы начинаем читать, и тут я ну никак не могу обойтись без изучения правил и прочих скучных вещей! Она говорила извиняющимся тоном, было понятно, что это давно занимающий её вопрос. – Конечно, я стараюсь и поиграть с ними, и как-то разнообразить этот процесс, ну мы никуда без правил, просто никуда, понимаете? А современные дети учиться без игры не хотят! Я понимала. Для меня утверждение о том, что далеко не все учебные процессы можно организовать в игровой форме, не требовало доказательств. Но домой я шла в задумчивости. Интересная картина, сказала я себе, получается, что эти дети, с которыми в первый год в школе, да и в саду, вероятно, а то и на каких-то развивающих занятиях из кожи вон лезли, чтобы чему-то их научить через игру, так к этому привыкли, что вообще не готовы к тому, чтобы учёба была просто учёбой! У нас-то этот вопрос вообще не возникал – я не помню никаких игр в школе, а память у меня – тьфу-тьфу-тьфу. Были прописи, учебники, оценки. За пять пятёрок на тетрадь клеили звёздочку – вот и вся мотивация, вот и вся игра. Поэтому когда надо было что-то выучить или монотонно нарисовать пять строчек каких-нибудь крючочков (а не нарисовать их для Деда Мороза, чтобы он нашёл дорогу на полюс), вопроса о том, скучно это или нет, не возникало. И это, не скрою, было важным шагом на пути к средней школе, где объём скучных – чего уж там скрывать – учебных действий на порядок больше.А теперь внимание, вопрос: насколько дальше будут успешными в учёбе дети, которых в младшей школе и до неё учат через игру? Или грамотная младшая школа сумеет так выстроить программу, чтобы к какому-то моменту дети всё-таки овладели «скучными» навыками, а главное, были готовы выполнять монотонную и даже бессмысленную на вид работу? Или всё-таки если начать «по-серьёзному» учиться раньше, то и результативность (способность выполнять неинтересные действия, без которых в учёбе никуда) будет выше? Наблюдение №2. Поскольку я часто езжу с классом на экскурсии, волей-неволей обратила внимание на вот такой момент: чтобы облегчить детям дальнюю дорогу, мы, сопровождающие родители, всегда заготавливаем еду и питьё, стараемся развлечь их в пути и так далее. И вот по истечении некоторого времени я обнаружила, что дети стали относиться к этому не как к приятному дополнению к экскурсии, а как к нашей непосредственной обязанности. Я почувствовала себя стюардессой. «Яблок!» – кричат мне из одного конца автобуса. «Поправьте мне домик!» – не просят, а требуют из другого конца. Дети перестали говорить «спасибо» и «пожалуйста». Я забеспокоилась. Но, собственно, какие к кому претензии? Мы сами их к этому приучили. Я взбунтовалась и сказала, что никому и ничем помогать не буду, пока восьмилетние дети не научатся вежливо разговаривать. Помогло, но осадок остался. Наблюдение №3: дни рождения. А ещё я заметила, что, поскольку многие из класса куда только не зовут на дни рождения – и в лазерный клуб, и на скалодром, и в музей, и зовут на уроки «Сумасшедшую науку» (по-моему, порядком всем надоевшую) или театр, – то теперь, когда возникает тема дней рождений, дети ждут не общения, а того, что их будут развлекать. Вот оно – ключевое для всех трёх ситуаций: мы своими руками всё время приучаем их к тому, что их непрерывно развлекают. Они теперь этого ждут – и это какой-то очень, на мой взгляд, травматичный для их самостоятельности, самодисциплины и творческого мышления момент. Они не прилагают усилий, чтобы заставить себя делать монотонную работу – их учат через игру, они не хотят занимать себя сами в скучной поездке – их развлекают, они не желают прилагать усилия, чтобы самим весело поиграть в день рождения – они знают, что их организуют специально обученные люди. Мне кажется, они таким образом чего-то лишаются, не говоря о том, что я вовсе не уверена в том, что превращать жизнь человека в сплошной крутящийся вокруг него праздник – хорошо. Или так и должно быть, а я отсталый от жизни совок?


Здравствуйте! Помогите разобраться пожалуйста!возникла конфликтная ситуация с…

Здравствуйте! Помогите разобраться пожалуйста!возникла конфликтная ситуация с заместителем директора по ВР.Работаю педагогом психологом в школе. 6 дней в неделю по 6 часов(36часов)методдня нетДополнительно по совместительству имею 11 учительских часов. Зам по ВР и бухгалтерия считают,что мне нужно установить рабочее время 6 дней в неделю с 9 до 16.30-17.00(примерно) и всё это время я обязана находиться […]


Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как мне действовать….

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как мне действовать. Есть девочка (начальная школа), состоящая на внутришкольном учёте по неуспеваемости. Мать девочки периодически выпивает (отца погиб). Бабушкам девочку не доверяет, постоянно ругается с ними. В итоге бабушки каждый раз названивают мне, что мать снова в запое и кричит на ребёнка. Могут звонить в любое время суток. Естественно вечером […]


Коллеги, доброго времени суток. Очень нужен совет….

Коллеги, доброго времени суток. Очень нужен совет. Сразу прошу прощения за много букв. Если можно, анонимно. Работаю в школе 7-ой год, сейчас веду первоклассников. Последнее время очень остро в семье стоит финансовый вопрос. Муж зарабатывает не плохо, по меркам нашего города, но в браке двое детей, хочется дать как можно больше и лучше. В общем, […]


Многие учителя социально-гуманитарных предметов, в том числе…

Многие учителя социально-гуманитарных предметов, в том числе в этой группе, заявляли о том, что в своей практике используют лекционную форму урока. В связи с этим, возник вопрос методического плана. Как внедрение ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, соотносится с уроком-лекцией? Согласно новому стандарту, учащийся должен самостоятельно открывать для себя знания на занятии (уметь учиться). […]


НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ НА УРОКЕ НА УЧИТЕЛЯ. ЧТО…

НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ НА УРОКЕ НА УЧИТЕЛЯ. ЧТО ДЕЛАТЬ????? Уважаемые коллеги! Поделитесь своими мыслями по поводу того, как быть дальше…. И ещё, хочу, что бы эта история появилась на просторах интернета. Ученик 8 класса. Семья из народов региона Северный Кавказ. Ученик способный, но в четвертях по предмету имеет оценки 2-3 с чередованием. На уроках классную работу […]


Всем добрый вечер! Помогите советом, пожалуйста. МС,…

Всем добрый вечер! Помогите советом, пожалуйста. МС, проработала в школе 3 года, планирую уходить. Сегодня после разговора с завучем узнаю, что пока не сдам 10000₽ от класса директору в попечительский совет на ремонт школы, то меня директор не отпустит. Теперь сижу и не могу понять. Взносы в попечительский совет на сколько мне известно всегда были […]


Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *